Уникальный опыт работы

на высокотехнологичном оборудовании

Востребованные рынком

грузовые вагоны нового поколения

Высокие производительность труда

и качество продукции

Новое комфортабельное жилье

для сотрудников завода

Развитие городской среды,

образования и культуры

Инновации должны быть массовыми

06.12.2011 | РЖД-Партнер

В настоящее время большинство отечественных предприятий в сфере железнодорожного машиностроения ведет разработку и планирует внедрение инновационной техники на сети РЖД. Один из первых на этом пути - проект Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ), который изначально предполагал создание инновационной продукции, не имеющей аналогов по технико-экономическому уровню на пространстве колеи 1520 мм. О том, почему инновации выгодно принять большинству участников рынка, рассказал директор торгового дома ЗАО «ТВСЗ» Максим Куземченко.

ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТ ВНЕДРЕНИЯ

- Максим Николаевич, с чем сегодня сталкиваются компании-производители, занимающиеся производством и внедрением на сети российских железных дорог новейших моделей подвижного состава?

- Разработка инновационной техники невозможна без технического перевооружения и модернизации производств, уровень технологий которых на данный момент соответствует требованиям 80-90-х годов прошлого века. Поэтому здесь первым шагом являются значительные инвестиции в производство.

Кроме того, за счет более дорогой комплектации себестоимость инновационной техники будет заведомо выше, чем у вагонов типовой конструкции. Но в средне- и долгосрочной перспективе именно она позволит получить выгоду. Тем не менее собственникам инфраструктуры и подвижного состава нередко необходимо этот экономический эффект пояснять, обращать их внимание на снижение издержек на обслуживание и эксплуатацию на протяжении жизненного цикла. Эту задачу осложняет то, что сегодня фактически нет опыта сравнительной оценки старого и нового подвижного состава. Для того чтобы точно оценить эффект от внедрения новой техники и информировать о нем рынок, необходимо было разработать теоретическую базу. Такая работа была проведена. Ее результаты показывают, что одной из мер по стимулированию внедрения инновационных грузовых вагонов может стать тарифное регулирование. Выигрывают от этого все участники рынка: владелец подвижного состава, собственник инфраструктуры и непосредственно производитель.

- То есть проект уже достаточно созрел для оценки своей продукции?

- Безусловно. При реализации проекта Тихвинского вагоностроительного завода был применен комплексный подход - создается инновационная продукция и принципиально новое производство с передовыми технологиями, подразумевающими использование современного оборудования от ведущих мировых производителей с высокой степенью автоматизации. Это обеспечивает стабильность технологических процессов, высокую производительность и устойчивое качество продукции. В настоящее время Тихвинский ВСЗ находится в высокой степени готовности к запуску. В вагоносборочном производстве завершены общестроительные и монтажные работы, активно проводятся пусконаладочные процессы. В литейном производстве также завершены общестроительные работы, идет монтаж оборудования. Запуск вагоносборочного производства и начало выпуска сертифицированной продукции запланированы до конца текущего года, литейного производства - в первой половине 2012-го.

Продуктовая линейка завода представлена четырьмя наиболее востребованными рынком типами грузовых вагонов различных модификаций. Это полувагоны с разгрузочными люками, полувагоны с глухим кузовом, вагоны-хопперы для минеральных удобрений для осевой нагрузки 23,5 и 25 тс. Также для осевой нагрузки 23,5 тс готовы к производству вагоны-платформы погрузочной длиной 80 футов для перевозки крупнотоннажных контейнеров. В разработке конструкции вагонов принимали участие компании Starfire Engineering  and Technologies (США), российский Инженерный центр вагоностроения и НВЦ «Вагоны».

Все модификации вагонов могут  быть оснащены как тележкой модели 18-100, так и тележкой Barber  S-2-R, разработанной признанным  мировым лидером по проектированию ходовых частей - американской компанией Standard Car Truck - специально для эксплуатации и на железных дорогах колеи 1520 мм. Тележки Barber разработаны для осевой нагрузки 23,5 тс (модель 18-9810) и для 25 тс (модель 18-9855). Их конструкции максимально унифицированы: отличаются всего двумя узлами и могут быть использованы под типовыми вагонами. На обе тележки уже получен сертификат соответствия Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

В настоящее время вагоны на тележках Barber готовятся для проведения подконтрольной эксплуатации, а два вагона на тележках с повышенной грузоподъемностью уже передаются в эксплуатацию.

НЕ УПУСТИТЕ ВЫГОДУ

- Какими достоинствами обладает техника производства ТВСЗ?

Инженерным центром вагоностроения по инициативе руководства нашего предприятия была проведена сравнительная работа по анализу параметров воздействия   на   путь   грузового вагона на тележках модели Barber S-2-R с осевой нагрузкой 23,5 тс по сравнению с грузовым вагоном на тележках 18-100. По итогам тестов можно сделать вывод о существенной экономической выгоде, получаемой при внедрении инновационных грузовых вагонов, оснащенных данными тележками. Но внедрение должно быть массовым. Востребованность вагонов нового поколения производства ТВСЗ определена рядом их преимуществ. Для собственников такой техники наиболее значимым можно назвать снижение расходов на ремонт и эксплуатацию на 50% по сравнению с подвижным составом на тележках 18-100 вследствие увеличенного межремонтного пробега до 500 тыс. км и продолжительности срока службы износостойких элементов до 1 млн км. Более того, становится возможным увеличить максимальную скорость движения порожнего парка на 50-70% - с 70-80 до 120 км/ч, тем самым повысив оборачиваемость подвижного состава. Из этого следует еще пара преимуществ, которые актуальны уже для владельца инфраструктуры: рост тарифной выручки и сокращение затрат на содержание путей, вследствие того что по отдельным показателям воздействие вагона на путь снижается до 15%.

Для владельца инфраструктуры более важно повышение безопасности во время движения вагонов, которое является следствием снижения  коэффициента  вертикальной динамики груженого вагона до 38%, увеличение коэффициента запаса устойчивости порожнего вагона от схода колес с рельсов до 47%. Таким образом, применение инновационной техники подкреплено экономически, но чтобы ускорить и сделать переход на нее массовым, необходимы дополнительные меры поддержки производителей. Кроме того, в определенных стимулах нуждаются и собственники грузовых вагонов.

- И какие методы стимулирования спроса, на Ваш взгляд, может и должно ввести государство, чтобы подтолкнуть операторов к ее приобретению?

- Одним из таких стимулов, как уже говорилось, может стать предоставление владельцам инновационных грузовых вагонов льготных тарифов на перевозку грузов и услуги инфраструктуры. Вместе с тем любое изменение тарифов в меньшую сторону не должно наносить ущерб экономике владельца инфраструктуры. Поэтому в качестве источника введения льготных цен на перевозку грузов необходимо рассматривать экономический эффект, который может быть получен владельцем инфраструктуры от эксплуатации инновационных вагонов. По результатам испытаний грузового подвижного состава на тележках Barber S-2-R источником экономической выгоды, напоминаю, могут быть и уменьшение затрат на содержание пути за счет пониженного воздействия на него, и повышение оборачиваемости грузовых вагонов за счет возможности увеличения скорости движения порожних вагонов.

Для достижения максимальной экономической выгоды от эффекта масштаба по этим параметрам необходимо форсировать массовое внедрение инновационных грузовых вагонов по всей сети железных дорог. Однако без дополнительного тарифного стимулирования (а на наш взгляд, здесь необходимо установление льготных тарифов со скидкой не менее 5% к тарифам для вагонов старых конструкций) взрывного спроса на инновационные грузовые вагоны вряд ли следует ожидать. Отсутствие стимула в конечном итоге приведет к увеличению технологического отставания железнодорожной отрасли России от других стран.

- Как Вы оцениваете состояние и техническое оснащение ремонтной базы в России? Способна ли она обслуживать инновационную железнодорожную технику?

- Подготовка сети к появлению на ней инновационных вагонов и введение в строй производственной базы идут параллельно.

В настоящее время при тесной координации наших специалистов и представителей ОАО «РЖД» проводится работа по подготовке вагонного хозяйства сети к началу эксплуатации вагонов на тележках Barber S-2-R производства Тихвинского вагоностроительного завода. Разработаны и введены в действие соответствующие методики и технические руководства, организуются технические занятия с работниками эксплуатационных вагонных депо. Проводятся переговоры по выработке принципов взаимодействия со всеми ВРК, в том числе по созданию складов хранения   запасных   частей   для нужд эксплуатационных вагонных депо и организации на базе ремонтных вагонных депо сервисных центров Тихвинского ВСЗ.

- Если говорить о перспективах, то готова ли сеть железных дорог к эксплуатации вагонов с нагрузкой на ось 27 тс и выше?

- Сегодня все магистральные пути, оснащенные железобетонной рельсошпальной решеткой, готовы к приему вагонов до 25 тс. Для дальнейшего увеличения осевой нагрузки может потребоваться модернизация путевого хозяйства. Мы допускаем и эксплуатацию подвижного состава с нагрузкой 27 тс на ось, но в ближайшее время только на определенных маршрутах.

Беседовала Любовь Романова

Назад к списку | Версия для печати |