Уникальный опыт работы

на высокотехнологичном оборудовании

Востребованные рынком

грузовые вагоны нового поколения

Высокие производительность труда

и качество продукции

Новое комфортабельное жилье

для сотрудников завода

Развитие городской среды,

образования и культуры

Вагоны разгоняются под горку

26.01.2021 | Коммерсант

Вагоностроители закончили 2020 год со значительным снижением объема продаж, на 28,7%, однако этот результат все равно гораздо лучше того, что ожидали на рынке. Ситуацию удалось отчасти выправить во втором полугодии, но, по мнению экспертов, в основном за счет демпинга со стороны вагоностроителей, который они не смогут долго поддерживать из-за подорожания металла. Этот фактор может подкосить рынок в 2021 году, усугубив сложности, вызванные профицитом вагонов и затяжным периодом низких ставок.

Российские вагоностроители в 2020 году поставили в Россию и страны "пространства 1520" (где ширина железнодорожной колеи совпадает с российской и составляет 1520 мм) 56,2 тыс. вагонов, на 28,7% меньше, чем годом ранее, следует из расчетов "Infoline-Аналитики". Наибольший спад зафиксирован во втором квартале - 42,3%. Выпуск полувагонов, самого массового типа подвижного состава, сократился на 42,2%, до 21,8 тыс. единиц. На 21,3%, до 11,9 тыс., упала закупка фитинговых платформ, на 21,9%, до 7 тыс., - зерновозов. При этом закупки цистерн выросли на 73,7%, до 6,4 тыс., а крытых вагонов - на 60,3%, до 5 тыс. Плановое списание вагонов за год составило 22,9 тыс. единиц.

Объединенная вагонная компания (ОВК) поставила на рынок около 16,8 тыс. вагонов, на 20% меньше, чем в 2019 году. Производство Уралвагонзавода (УВЗ) упало более чем на 40%, до 10,5 тыс. вагонов.

Крупнейшие закупки новых вагонов в январе - сентябре осуществила Первая грузовая компания Владимира Лисина - 6,7 тыс. полувагонов, 500 крытых вагонов и свыше 300 окатышевозов. На втором месте Федеральная грузовая компания (входит в ОАО РЖД), закупившая 3,6 тыс. инновационных полувагонов, 83 контрейлерных и 500 универсальных платформ. "Модум-Транс" Дмитрия Артякова и Андрея Бокарева приобрел более 2,7 тыс. инновационных полувагонов и 170 пищевых цистерн, ГК РТК (подконтрольна ВТБ, Константину Засову и Константину Синцову) купила более 3,5 тыс. инновационных и 1,8 тыс. типовых зерновозов. "Уголь-Транс" (кэптивный оператор УГМК) купил почти 3 тыс. полувагонов.

В "Infoline-Аналитике" отмечают, что существенным фактором ценообразования на рынке подвижного состава стал дорожающий металлопрокат. Рост цен оказался настолько заметным, что в конце года правительство задумалось о введении экспортных пошлин (см. "Ъ" от 28 декабря 2020 года). Только в январе по отношению к декабрю цена горячекатаного листа выросла на 24,4%.

В то же время, отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, на рынке ожидали, что итоги 2020 года будут гораздо хуже: второе полугодие оказалось позитивнее прогнозов. Эксперт объясняет ситуацию в том числе снижением цен, к которому прибегли производители в четвертом квартале. Однако, уточняет он, непонятно, как вагоностроители справятся с поставками по низким ценам с учетом подорожания металла.

На первое полугодие 2021 года законтрактовано около 9,5 тыс. полувагонов по двум соглашениям - ГТЛК с ОВК и "Уголь-Транса" с УВЗ. Но дальше, подчеркивает господин Бурмистров, вагоностроителям неизбежно придется индексировать цены в связи с ростом цен на металлопродукцию, и даже позитивная динамика грузооборота лишь отчасти сократит профицит вагонов на сети.

Металл занимает более 60-75% в себестоимости вагона в зависимости от модели, и его подорожание снизит и без того невысокую рентабельность производителей, соглашается заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук. А с учетом долгосрочного прогноза низких ставок на рынке оперирования и того, что вагоностроители и в 2020 году работали, и в 2021 году будут работать на грани рентабельности или с очень низкой маржой, рост цен на металл дополнительно снизит выпуск вагонов. Также, отмечает господин Савчук, дополнительные затраты понесет ремонтный сектор, где маржинальность сегодня находится на очень низком уровне и рост затрат зачастую компенсируется снижением качества.

Господин Бурмистров полагает, что в 2021 году будет продано примерно 40-44 тыс., а списано до 29 тыс. вагонов. В структуре закупок доля полувагонов составит до 30%, фитинговых платформ - более 20%. Доля парка с увеличенной осевой нагрузкой, уточняет эксперт, вырастет с 45,7% в 2020 году до 55-60% в 2021-м.


Назад к списку | Версия для печати |