Уникальный опыт работы

на высокотехнологичном оборудовании

Востребованные рынком

грузовые вагоны нового поколения

Высокие производительность труда

и качество продукции

Новое комфортабельное жилье

для сотрудников завода

Развитие городской среды,

образования и культуры

Спецовка для вагона

03.10.2018 | Гудок

Универсальный подвижной состав постепенно сдает позиции специализированному парку. Спрос на вагоны для перевозки отдельных номенклатур растет вслед за динамикой грузовой базы, и вагоностроительные предприятия намерены в первую очередь удовлетворять его.

Доля специализированного парка в структуре выпуска вагоностроительных предприятий неуклонно растет вслед за долгосрочной тенденцией специализации подвижного состава для перевозки конкретных грузов. Хотя существенно структура спроса на подвижной состав к осени резко не изменится, наиболее востребованными пока будут все же полувагоны, говорит исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов.

По его оценке, в текущем году среди спецвагонов наиболее востребованными были платформы для перевозки леса, хопперы-зерновозы и минераловозы, а также цистерны для химических грузов. На горизонте 2019–2020 годов ситуация в целом останется прежней, возможно, вырастет доля выпуска зерновозов, по которым ожидается серьезное списание старого парка. «В долгосрочной перспективе определить конкретные точки роста пока сложно, так как структура спроса, как показывает практика предыдущих 15 лет, в значительной степени зависит от достаточно волатильной конъюнктуры перевозок. Если 10 лет назад на рынке наблюдался бум нефтебензиновых цистерн, то сейчас их производство практически прекращено. И наоборот, маловостребованные еще пять лет назад лесовозные платформы переживают сейчас настоящий бум спроса», – говорит Евгений Семенов.

Как считает начальник аналитического отдела НПК «Объединенная вагонная компания» (ОВК) Лейсана Коробейникова, потребность в лесовозных платформах, минераловозах и зерновозах растет вслед за увеличением перевозок грузов соответствующей номенклатуры. Исключение составляют цистерны для нефтеналивных грузов и хопперы-цементовозы, грузовая база которых сокращается или стагнирует уже несколько месяцев подряд, что ведет и к снижению спроса на них. По данным компании, погрузка лесных грузов в текущем августе выросла к уровню прошлого года на 11,4%, установив рекорд за последние 10 лет, и составила 3,9 млн тонн. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 31,2 млн тонн лесных грузов, что на 3,8% выше аналогичных прошлогодних показателей. Погрузка зерна также оказалась рекордной, в августе – 2 млн тонн (+5,3% к августу предыдущего года) впервые за 15 лет. Не падает и объем перевозок минеральных удобрений: с начала года – 39,5 млн тонн, что на 4,1% выше показателя аналогичного периода 2017 года.

«Динамично растет спрос на химические цистерны вслед за позитивной динамикой грузовой базы и списанием старого парка. В отдельных сегментах химических грузов рост перевозок в 2018 году составляет до 30% к уровню 2017 года», – рассказала «Гудку» Лейсана Коробейникова.

Смещение спроса в сторону специализированного парка спрогнозировал еще в июле Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ), и эти тенденции пока подтверждаются в отношении зерновозов, минераловозов и цистерн и достигнут пика через три года. Это связано с тем, что сейчас нет и в ближайшее время не возникнет потребности в омоложении парка полувагонов. Текущий возраст полувагонов на сети – 8,2 года при сроке службы 22–32 года. Кроме того, крупные предприятия, специализировавшиеся раньше на полувагонах, перешли в сегмент выпуска специализированных грузовых вагонов, отмечает заместитель генерального директора ИПЕМа Владимир Савчук.

В частности, холдинг «ОВК», следуя рыночным тенденциям, значительно диверсифицировал выпуск вагонов во II квартале года, сохранив годовой план в обычных пределах – 19–20 тыс. единиц. Компания снизила выпуск полувагонов на 30%, до 2,7 тыс., во II квартале и на 30%, до 5,3 тыс., в первом полугодии. В то же время производство вагонов-хопперов в первом полугодии 2018-го увеличилось на 140%. Выпуск прочих видов специализированного подвижного состава (платформ, крытых вагонов) вырос на 188% во II квартале и 175% в первом полугодии, до 611 и 1072 вагонов соответственно. Производство цистерн увеличилось на 21% во II квартале и 1% в первом полугодии, до 291 и 445 единиц соответственно.

«Возросший спрос на спецсостав отечественные вагоностроители готовы количественно и качественно удовлетворить за счет появившихся на рынке разных моделей вагонов нового поколения. С их помощью грузоотправители могут не только перевезти груз, но и оптимизировать свои транспортные расходы. К примеру, лесовозная платформа ОВК модели 13-6895 позволяет погрузить в вагон до 40% больше груза за счет увеличенной до 72,5 тонны грузоподъемности и повышенного до 155 куб. м погрузочного объема. Хоппер ОВК модели 19-9549 для перевозки зерна благодаря увеличенной до 120 куб. м вместимости кузова позволяет гарантировать эффективную перевозку легковесных зернопродуктов широкой номенклатуры, загружая до 76 тонн груза. Если говорить о цистернах, то не так давно на рынке появилась новая модель для перевозки концентрированной азотной кислоты (производство ОВК). Последний раз такую цистерну проектировали в 1963 году, а производили в конце 80-х. С тех пор изменились технологии, требования к безопасности на транспорте и в промышленности. Новый вагон грузоподъемностью 75 тонн позволяет на треть увеличить погрузку. В конструкции котла использован алюминий, инертный к перевозимому коррозионно-активному и токсичному грузу», – говорит Лейсана Коробейникова.

Евгений Семенов также считает, что доступных производственных мощностей отечественного вагоностроения достаточно для обеспечения необходимого выпуска подвижного состава для железнодорожного рынка. «Заводы, входящие в объединение, активно внедряют на своих производственных площадках гибкую систему производства подвижного состава, способную в течение считаных месяцев переналадить линии с выпуска одного типа подвижного состава на другой. Поэтому ни с точки зрения количества, ни с точки зрения качества вагонов проблем у заводов с выполнением заказов клиентов нет», – резюмировал он.

В то же время в АО «НПК «Уралвагонзавод» отказались участвовать в дискуссии под предлогом, что в этом году весь рынок уже законтрактован, «поэтому говорить о спросе и нехватке неразумно». У завода есть заказы на нестандартную технику, поэтому в УВЗ рассчитывают, что спрос на спецпарк в следующем году будет расти.


Назад к списку | Версия для печати |