Barber из Тихвина
16.10.2014 | Гудок

Учебный полигон вагонников пополнился ценным наглядным пособием.

В эксплуатационное вагонное депо Красноярск-Восточный с Тихвинского вагоностроительного завода доставлена вагонная тележка самого нового поколения «Barber S-2-R».

Она установлена на крытом учебном полигоне депо как наглядное пособие для обучения осмотрщиков вагонов всей дороги.

– Мы обеспечиваем часть большого транзита от Тихого океана до Балтийского моря, – объясняет появление нового учебного экспоната начальник ПТО Красноярск-Восточный Алексей Кузнецов. – Наше вагонное депо крупнейшее за Уралом. Находясь в центре Транссибирской магистрали, наш персонал отвечает за безаварийное прохождение вагонопотока, в том числе вагонов с новейшими внедрениями. Знание конструкционных и эксплуатационных особенностей этой тележки не только включены в программу текущего технического обучения, но и наряду с безрезьбовым соединением тормозного оборудования в вагоне и другими новшествами входит в программу подтверждения квалификации, которая обязательна для осмотрщиков-ремонтников раз в три года.

До натурного появления новинки вагонники, конечно, знали о ней из описаний в журналах. Отобразить тележку и её составные части во время технических занятий можно было через видеопроектор. Но когда долгожданная, абсолютно новая модель после недельного перегона была доставлена из Тихвина в Красноярск, вагонники всех рангов с нескрываемым интересом устремились на учебный полигон посмотреть на свежий экспонат действующего технического «музея».

В течение последнего года инновационная тележка нередко появлялась в поле зрения красноярских вагонников. И через наши станции уже проходили составы с полувагонами на так называемых американских тележках. Но не всем доводилось видеть их, что называется, живьём.

– Тележки американского происхождения начали изготавливать и эксплуатировать в России несколько лет назад, – рассказывает инструктор по обучению эксплуатационного вагонного депо Красноярск-Восточный Александр Клепец, который в 2011 году присутствовал на презентации новой модели в Новосибирске, а годом позже увидел впервые выпущенную новинку в Москве. – Многие наши заводы уже стали выпускать тележки с аналогичными характеристиками по нагрузке и скорости – до 120 км/ч. Уралвагонзавод в 2006 году запустил производство тележки серии 18194 с нагрузкой колёсной пары на рельс 25 тонн, которая также имеет скользуны упругого типа и другие колёсные пары с подшипниками кассетного типа. Но по сравнению с ней новая модель более надёжна и экономична, затраты на её ремонт гораздо меньшие.

«Барбер» также имеет отличный от старого принцип центрального рессорного подвешивания – девять двухрядных пружин в рессорном комплекте имеют разную высоту, чтобы снизить вертикальную динамику вагона в порожнем состоянии в пути следования. Она эксплуатируется на колёсных парах, оборудованных подшипниками кассетного типа. А боковые рамы отлиты более надёжно, чтобы исключить их изломы. Они и выглядят более мощно, чем у традиционно эксплуатируемой базовой тележки модели 18-100.

Новая тележка укомплектована более износостойкими деталями из полимерных материалов, которые по прочности рассчитаны на пробег миллион километров. Тележки предыдущих выпусков были рассчитаны на гарантийный пробег после изготовления 210 тысяч километров, а «Барбер» – 500 тысяч. Они отличаются износостойкими элементами. И рессорное подвешивание здесь с другими пружинами, и сам фрикционный клин у «барберов» состоит из двух частей, которые имеют зеркальное отражение друг друга. Между ними – угол углубления 150 градусов, в проёме под клин вваривается вставка, в результате чего клин работает в трёх направлениях. Это увеличивает его ресурс – гашение колебания работает в трёх плоскостях, и от этого уменьшается износ клина.

Срок эксплуатации составляет 32 года. Он соответствует нормативу, увеличенному в 2002 году с 30 лет для всех вагонных тележек российского производства в результате усовершенствования компонентов литья. Запас прочности рассчитан на нагрузку до 25 тонн на ось. Гарантийное плечо для таких составов увеличивается до 5800 километров. То есть после проведения технического обслуживания в Инской можно вести состав до Владивостока, проводя в пути лишь опробование автотормозов. Кроме того, здесь изменена конструкция фрикционного клина и упрощён контроль. Если у предыдущих моделей фрикционный клин относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки в порожнем состоянии контролируется шаблоном, то у «барберов» применение шаблона необязательно, так как сбоку на клине есть индикатор, по которому определяется завышение или занижение клина гасителя колебаний относительно верхней поверхности надрессорной балки.

Износ коробки скользуна тоже контролируется с помощью индикатора, который находится на колпаке скользуна с четырёх сторон в виде углублений в три миллиметра (раньше это проверяли в текущем отцепочном ремонте). И если индикатор стёрся, происходит отцепка. А упрощение контроля в конечном итоге даёт существенную экономию времени.


Назад к списку