12.11.2019
На тихвинской Промплощадке сегодня выпускаются десятки моделей и модификаций вагонов (заводы имеют порядка 60 сертифицированных моделей). Все они разные не только по конструкции, но и по цветам. Так, вагоны ТВСЗ в большинстве своем серые, на ТСМ встречаются синие и зеленые, в выставочном парке ТХМ вагоны-цистерны всех цветов радуги. Финальному внешнему виду каждого вагона предшествует большая работа специалистов бюро окрасочного производства.
Технологи по окраске выполняют подбор лакокрасочных материалов для сборочных цехов и литейного производства. Также они работают с конструкторской документацией, участвуют в корректировке и улучшении технологическогих процессов, разработке технических заданий на проектирование оснастки, закупку оборудования и инструмента.
– В конструкторской документации на вагон прописана стандартная схема окраски. При поступлении информации по новому заказчику мы анализируем сложность, цветовую гамму и возможность выполнения окраски и маркировки с учетом производственного такта выпуска вагона. На Промплощадке более 10 линий окраски, и везде условия и технология окрашивания имеют свои особенности. Поэтому мы выбираем материалы, которые подходили бы под все линии. Это очень скрупулезный и трудоемкий процесс, – рассказывает начальник бюро Сергей Антонов.
Каждый материал (как лакокрасочный, так и вспомогательный) проходит серию испытаний. В первую очередь проверяется документация, предоставляемая изготовителем. У лакокрасочных материалов должны быть сертификаты, подтверждающие применение на железнодорожном транспорте и имеющие заключения на применение для перевозки тех или иных грузов, подтверждение совместимости материалов, паспорт безопасности – все, что требуется для сертификации вагона.
– Образцы материалов, которые в теории нам подходят, мы отправляем на лабораторные испытания (химические, физико-механические, на стойкость к маслу и бензину и пр.). При положительном заключении лаборатории проводим испытания на вагонах. По вспомогательным материалам на основании технического задания поставщики присылают образцы, которые испытываются на производстве.
Есть кисточки и валики, которые отрабатывают несколько смен, а есть и такие, что после первого использования приходят в негодность. Испытания показывают качество материалов, поэтому мы рекомендуем к использованию только те, которые имеют положительное заключение, – рассказывает ведущий инженер-технолог Ольга Широкова.
– Сейчас мы участвуем в организации новой линии окраски на ТВСЗ, прорабатываем оборудование дробеочистки для участка окраски на ТСМ, – добавляет Сергей Антонов. – На ТВСЗ с момента запуска предприятия в окрасочном производстве было немало различных модернизаций: установка роботов на второй линии дробеочистки Blastman (полностью автоматизировали процесс, раньше он был ручной), внедрение линии мойки вагонов, модернизация оборудования краскоподачи, позволяющая подавать в окрасочную камеру несколько цветов для снижения времени на переход с одного цвета на другой и т. д.
Остановимся подробнее на внешнем виде вагона. Как он формируется? Как выбирается цветовое решение и схемы маркировки? Процесс не менее интересный и трудоемкий. Начнем с цвета. На ТВСЗ в качестве основного корпоративного цвета для вагонов выбран серый. На ТХМ при окраске вагонов другая специфика – там цвет зависит от перевозимого груза. Например, метанол перевозят в цистернах желтого цвета, цистерна для расплавленной серы – светло-серая с ярко-красной полосой, серная кислота доставляется в вагонах-цистернах красно-коричневого цвета.
– Однако и здесь есть исключения, – говорит Сергей Антонов. – По согласованию с заказчиком цвет может быть изменен. Так, например, вагоны-цистерны сочлененного типа для перевозки СУГ компании Texol мы окрашиваем в светло-серый.
Вагоны, производимые на «ТихвинСпецМаше», окрашиваются в цвета по требованиям заказчика. Поэтому в парке можно встретить лесовозы синего, зеленого, серого цветов или даже оранжевого (для компании Mondi), платформы – синие, зеленые, черные с розовыми фитингами (для компании Laude) и пр.
За каждым технологом закреплены свои производственные переделы. Альбина Иванова курирует окраску колесных пар, тележек и крупного вагонного литья. На заводе девушка с 2011 года. Сначала работала контрольным мастером на участке тележек. С 2016-го трудится в бюро окрасочного производства. В Тихвин Альбина приехала из Забайкалья, здесь нашла и любимую работу, и свою вторую половину. Муж работает ведущим инженером-технологом в службе главного электроника.
– Перестраиваться с профессии контрольного мастера на технолога по окраске было несложно, – рассказывает Альбина. – У меня диплом по направлению «Вагоны». До приезда в Тихвин я работала в вагоноремонтном депо, поэтому мне здесь все знакомо.
ТВСЗ кардинально поменял мою жизнь. Здесь у меня образовалась семья, родились дети, появилась работа, которая мне по-настоящему нравится. Я все время узнаю что-то новое, в процессе окраски постоянно что-то внедряется, улучшается, пишутся технологии. У нас точно не соскучишься.
Сегодня в бюро окрасочного производства работают шесть человек. Все они высококлассные специалисты, настоящие профессионалы в своем деле. Сейчас технологи по окраске трудятся над постановкой на серийное производство двух новых вагонов – думпкара и сочлененного вагона-платформы для Deutsche Bahn. И продолжают делать все для того, чтобы тихвинские вагоны не только выгодно отличались уникальными технико-экономическими характеристиками, высокими показателями надежности и безопасности, но и их внешний вид соответствовал стандартам и они были самыми красивыми на сети.