29.03.2019
На заводе «ТихвинХимМаш» проводится тестирование инновационной разработки сотрудников МГТУ им. Н. Э. Баумана – автоматизированной системы ультразвукового контроля «Автокон-МГТУ-М1». Она позволит ускорить проведение контроля качества сварных соединений и сократить затраты на приобретение расходных материалов.
Тихвинские вагоностроительные предприятия считаются самыми передовыми в своей отрасли. Здесь постоянно внедряется оборудование, отвечающее последнему слову техники. Недавно на ТХМ был протестирован дефектоскоп-сканер, который предназначен для проведения неразрушающего автоматизированного контроля сварных соединений корпуса вагонов-цистерн, выполненных из углеродистых и низколегированных сталей. Прибор был разработан сотрудниками Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана в конце 1990-х годов, широкое применение получил в начале 2000-х во время проверок газо- и нефтепроводов. Сейчас ученые значительно модернизировали прибор под нужды ТХМ.
– Мы адаптировали дефектоскоп-сканер, теперь он настроен под другой вид сварки и толщину свариваемых элементов. Кроме того, для вагонов-цистерн характерна разнотолщинность со скосом кромок, эта особенность конструкции тоже была учтена.Также мы добавили дефектоотметчик, поскольку здесь он наиболее актуален, – рассказывает старший научный сотрудник научно-учебного центра сварки и контроля при МГТУ им. Н. Э. Баумана Ленар Максутов.
Сотрудники центра приезжали к нам на предприятие, чтобы подготовить специалистов лаборатории неразрушающего контроля к эксплуатации и техническому обслуживанию новой техники.
– Проведение ультразвукового контроля стыковых сварных соединений корпуса вагонов-цистерн ручным способом занимает много времени. При этом тратится немало расходных материалов, например геля, – поясняет начальник лаборатории неразрушающего контроля АО «ТихвинХимМаш» Наталья Кельбина.
Средняя скорость движения прибора составляет 2 м в минуту, что позволяет гораздо быстрее, чем вручную, проводить контроль качества. Оценку качества сварных соединений осуществляют после проведения контроля на компьютере. Результаты автоматически заносятся в архив данных. Специалист, следящий за прибором, распечатывает заключение с дефектограммами. Конечно, полностью уйти от участия человека в процессе контроля сварных соединений пока невозможно, но наука не стоит на месте и тихвинские вагоностроительные предприятия постоянно совершенствуют свои производственные процессы.
Контроль качества с помощью «Автокон-МГТУ-М1» проводится в 2 раза быстрее, чем вручную. «Автокон-МГТУ-М1» является компьютеризированным мобильным и полностью автономным ультразвуковым дефектоскопом, перемещение которого по объекту контроля осуществляется с помощью магнитных колес, а система слежения обеспечивает точное позиционирование прибора относительно центра сварного соединения без использования внешних приспособлений.